среда, 25 ноября 2015 г.

Выступления Олега Сазонова на Питиримовских чтениях в Тамбове

О. Сазонов
23 ноября в Тамбове прошли Питиримовские чтения, на которых был поднят вопрос о новомучениках Тамбовского края.
В частности, краеведом г. Мичуринска - Олегом Сазоновым было сделано сообщение по данному вопросу.
"Со времени крещения Руси Русская Православная Церковь не знала массовых гонений, которые давали бы основание к масштабным канонизациям святых. За девять веков к лику святых было причислено около 380  подвижников. Время русских мучеников наступило в XX веке, когда на иерархию, священнослужителей и верующий народ обрушился «кровавый смерч гонений», при этом многие тысячи из них «прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках».
        В 1992 году Архиерейским Собором прославлен в лике святых Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Было установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января по ст.ст., в случае совпадения этого числа с воскресным днем или в ближайший воскресный день после него). А на Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви  2000 г., вместе с поименным прославлением подвижников, чей подвиг уже был изучен, совершилось прославление всех за Христа пострадавших новомучеников и исповедников Российских XX века, из которых 18 вошли в собор Тамбовских святых.
    Как известно, борьба в СССР с Церковью началась в 1917 году, приняв массовый характер уже в 1918 году, после выхода декрета «Об отделении Церкви от государства», и продолжалась в различных формах на протяжении всего периода существования советской власти. В течение длительного времени история этой национальной трагедии была известна только в общих чертах и в намеренно искаженном виде. Существовала продуманная государственная система дезинформации общественности как внутри страны, так и за ее пределами, которая действовала очень эффективно, так что и собственные граждане часто оказывались введенными в заблуждение относительно «конфликта» Церкви и государства. На словах провозгласив религию частным делом граждан, государство с самого начала выступило сильным и коварным врагом не только религии, но и всех своих граждан – верующих, и прежде всего священнослужителей. Зачастую принадлежность человека к духовному сословию являлась причиной ареста.
    В 1937–1938 гг. по стране прошла волна массовых репрессий, в том числе против духовенства и верующих. Жизнь контролировалась инспекторами по наблюдению и негласными осведомителями НКВД. По любому доносу священнослужители подвергались аресту. Обвинение, как правило, предъявлялось по «политической», 58-й статье – в антисоветской агитации, контрреволюционной деятельности и пр. 
      По своей жестокости волна гонений 1937-38 гг. примерно в 10 раз превышает по арестам гонение 1922 года (а по расстрелам в 80 раз). По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136900 православных священно и церковных служителей, из них расстреляно 85300 человек. В 1938 году было арестовано 28300 и расстреляно 21500 священно и церковных служителей. К 1939 году на территории СССР были закрыты все монастыри (их было в 1917 г. более 1000) и более 60000 храмов – служба совершалась только примерно в 100 храмах. 
      С гибелью Тамбовского Архиепископа Венедикта, расстрелянного в 1937 году, перестала существовать и Тамбовская епархия. Конечно, никакого официального решения о ее закрытии не принималось, но нового архипастыря уже не назначали. Какое-то количество действующих храмов на территории епархии видимо еще оставалось вплоть до 1939 г., но определенно можно сказать, что к началу войны действующих храмов в Тамбовской области уже не было. 
Новая советская власть, применяя высшую меру наказания – расстрел, боролась не с бандитами и убийцами, а с людьми несущими в мир Слово Божие. Все они позже были реабилитированы.
          Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершая в сентябре 2015 года в центре г. Норильска закладку храма в честь новомучеников и исповедников Русской православной церкви, сказал: «Это те самые люди, которые остались верными Христу, своим убеждениям, Божией правде даже до смерти. И никакие тяжкие испытания - ни тюрьма, ни ссылки, ни допросы, ни мучения, ни каторжный труд - не сломили их духа».  
             Верующий человек, со слов Апостола всегда помнит, что убивающий тело, душу убить не может, а имена мучеников за Христа и души их всегда во Славе, Правде и Царствии Божием." 

Комментариев нет:

Отправить комментарий